Классификация моторных масел

В основу классификации моторных масел для смазывания стационарных и транспортных двигателей внутреннего сгорания положены вязкость и эксплуатационные свойства масел, позволяющие обеспечить надежную работу двигателя с различной степенью форсирования по мощности с учетом условий работы, вида и качества применяемого топлива. По эксплуатационным свойствам моторные масла подразделяются на группы В, Г, Д и Е. Масла одной группы могут использоваться в двигателях различного типа, но близких по уровню тепловой и механической напряженности. Требования к качеству моторного масла возрастают в порядке следования перечисленных групп; при одной и той же вязкости базового масла эти требования обеспечивают подбором композиций и количества присадок, вводимых в масло. Группа масел В предназначена для среднефорсированных двигателей и содержит 4…7 % композиций присадок. Группа масел Г предназначена для высокофорсированных двигателей и содержит 7… 12 % композиций присадок. Группа масел Д предназначена для дизелей с высокой степенью наддува, работающих в условиях резко переменных нагрузочных и скоростных режимов, и содержит до 18…20 % композиций присадок.

Группа масел Е предназначена для смазывания цилиндров мощных малооборотных судовых дизелей с наддувом, работающих на тяжелом дизельном топливе, в котором присутствует до 3,5 % серы, и содержит до 25 % композиций присадок. Каждый сорт отечественного масла имеет маркировку, например, М-ЮГ. Буква М обозначает моторное масло, цифра 10 — вязкость, мм2/с, при 100 °С. Буква Г показывает, что по эксплуатационным свойствам масло предназначено для высокофорсированных двигателей. Наличие цифрового индекса 1 или 2 при букве Г указывает на возможность использования масла только в высокофорсированных карбюраторных двигателях М-10Г1 или высокофорсированных дизелях М-10Г2. Всесезонные масла, удовлетворяющие нормам вязкости образцов летнего и зимнего масла, обозначают дробью, например, М-6З/10Г2. Числитель показывает класс вязкости масла, которая при — 18 °С должна находиться для класса 6З в пределах 2600…10 400 мм2/с (для класса 4З в пределах 1300…2600 мм2/с), индекс 3 означает, что масло содержит загущающие его присадки. Цифра 10 в знаменателе показывает, что вязкость масла при температуре 100 °С равна 10 мм2/с. Определение вязкости при — 18 °С может оказаться недостаточным показателем для масел, предназначенных для использования в условиях более низких температур.

Два сорта масла могут иметь одинаковую вязкость при —18 °С и существенно разную при температуре — 30 °С. Вязкость масла при температуре, близкой к нижнему пределу диапазона его рабочих температур, более точно характеризует низкотемпературные свойства -масла. В связи с этим в международной практике вязкость определяют при температуре на 5 °С выше предельной температуры прокачиваемости масла. Предельная температура прокачиваемости масла характеризует способность моторного масла свободно перемещаться по направлению к приемному патрубку масляного насоса и обеспечивать минимально необходимое давление масла в системе в начальный период работы двигателя. Для обеспечения надежной работы двигателя необходимо применять только те сорта масел, которые рекомендованы для его эксплуатации заводом-изготовителем.

Каталог статей: KataStat.ru

Категория: Ремонт и запчасти

Метки:


Случайные статьи