Детская влюбленность: что с ней делать?
Автор: TSA | Опубликовано: 19 Авг, 2011 | Просмотров: 66
Гена – очень подвижный и активный мальчик, вечно взлохмаченный и с любопытным, за все цепляющимся взглядом. Эта гиперактивность немного мешает ему учиться, так как он не может подолгу сосредоточиться на чем-то одном. В свои шесть лет он еще плохо читает и немного невнятно говорит, хотя в целом хорошо и быстро соображает.
В его же группе есть девочка Лиза. Она – полная противоположность Гене: тихая, скромная, очень прилежная, а читает, вероятно, лучше всех в группе.
Гена никогда не отличался покладистостью, но в детском саду возникло даже ему не свойственное поведение: он стал часто обижать Лизу. Конечно, он ее не бьет, но периодически может то толкнуть, то кинуть снежком, а особенно любит забрать у нее какую-нибудь вещь. Причем вещь эта ему совершенно не нужна. Он просто выхватывает у нее из рук, например, игрушку или карандаш и куда-нибудь прячет. При этом никогда не извиняется, не просит прощения и ни за что не признается, где спрятал «добычу». Он вообще, не смотря на свойственную ему общительность, никогда не заговаривает с Лизой.
С начала хождения в детский сад Гена постоянно получал замечания, но никогда на них не обижался и всегда с готовностью исправлял свои ошибки. В случаях же с Лизой, мальчик ни за что не признает себя виноватым, сразу замыкается в себе, становится угрюмым. И никакое наказание не способно изменить его поведение
Живут ребята в соседних дворах. И Гена частенько приходит во двор к Лизе и там также начинает ее обижать. Дошло до того, что родители детей специально договорились гулять в разное время, чтобы избежать конфликтов. А Генина мама даже начала подумывать о том, чтобы перевести своего ребенка в другой садик.
Между тем… Если посмотреть на поведение Гены с учетом одной особенности, то можно понять, что оно является вполне естественным и уж точно не хулиганским. Дело в том, что мальчик… влюблен в Лизу, как бы невероятно это звучало. И его поведение – результат этой детской влюбленности.
Влюбленность у детей ничем не отличается от взрослой – это та же тяга к конкретному представителю противоположного пола. Вот только проявляться у детей она может несколько иначе. Ребенок еще не знает, как правильно показать и проявить свои чувства, не умеет ухаживать, делать комплименты, боится, что будет осмеян. Поэтому проявление этого чувства приобретает иногда такие странные формы. Но надо понимать, что это не агрессия, не враждебность, а именно неумелое проявление любви. Детской любви.
А что же Лиза? Она ведь тоже самостоятельная личность. Какова ее реакция на происходящее?
Конечно, девочка жалуется воспитателем, когда Гена ее обижает. Но делает она это с каким-то даже довольным видом и никогда не плачет от этих «обид». Более того, в последнее время она стала более активной и энергичной, а в некоторых случаях и очень самостоятельной. Самое интересное: она даже закатила небольшую истерику (что ей совершенно не свойственно) тогда, когда родители запретили ей гулять в одно время с Геной. Ей, оказывается, хочется гулять именно в это время!
Наверное, вы уже догадались: Лизе очень нравится внимание Гены, даже несмотря на такой неоднозначный характер этого внимания.
«Любви все возрасты покорны». А первая влюбленность может настигнуть и в 4 года и в 12, и в 16 лет… Все зависит от характера и эмоциональности человека. Гена, к примеру, с 4 лет ходит в музыкальную школу. А это очень способствует развитию тонкости чувств.
Детская влюбленность может проявляться в абсолютно разных формах. Генин характер, к примеру, побуждает его к активности, к контакту со своим «избранником». Другой ребенок, наоборот, может начать избегать контакта, замыкаться в себя, становиться пассивным. Впрочем, согласитесь, все это свойственно и взрослым.
Поведение у мальчиков и девочек также отличается. Девочка – чисто по-женски – может специально провоцировать мальчика на агрессивное поведение, чтобы привлечь к себе его внимание. И это в большинстве случаев будет удаваться, так как известно, что до 15-16 лет девочки, как правило, опережают мальчиков в эмоциональном и даже интеллектуальном развитии. Разумеется, после такого «внимания», «агрессор» неминуемо подвергается наказанию, воспринимаемого им как огромную несправедливость. Ведь мальчик знает, что девочка виновата в происшедшем ничуть не меньше его, а наказанию подвергается только он!
Итак, так что же делать с этой детской влюбленностью? Может, просто-напросто запретить?
Но запретить любить – означает запретить расти и развиваться. «Первая любовь» – один из важнейших этапов формирования личности ребенка. Именно в этот момент он глубже познает себя и получает важный урок человеческих отношений. Пусть этот период сложен для родителей, но надо отнестись к малышу с пониманием и не мешать ему взрослеть. В развитии всегда бывают сложные и неудобные моменты, но нельзя их игнорировать или не замечать.
Влюбленность – это прекрасный эмоциональный опыт. И ее отсутствие гораздо хуже! К тому же, в отличие от любви, влюбленность – чувство проходящее.
Итак, детская влюбленность – это не плохо. Но ее проявления могут доставлять некоторые неудобства. Просто смотреть на все со стороны тоже нельзя. Но можно просто поговорить с ребенком, постараться выяснить причины его поведения и попробовать объяснить, как правильно следует проявлять и принимать внимание. Только не читайте нотаций. Почитайте лучше книжку (посмотрите мультик), где в сюжете есть взаимоотношения мальчика и девочки. А после обсудите их поведение.
Здесь важно не только рассказать ребенку о «правильном поведении». Важно предоставить ему выбор. Объяснить, что можно сделать так или эдак, а результат может быть такой или такой. И посоветоваться с малышом, как же ему лучше поступить? Как правило, на подсознательном уровне, дети принимают правильные, человеческие решения.
Обязательно объясните ребенку, что его «пассия» тоже испытывает чувства. Гене, например, стоило бы объяснить, что Лизе нравится его внимание, но ей может быть больно, когда он ее толкает. Пусть малыш поймет, что тот другой человек – тоже человек и тоже испытывает чувства.
А помимо всего, это прекрасная возможность научить ребенка добрым и бескорыстным поступкам, научить его быть внимательным и деликатным, приносить радость другому человеку.
Вообще, взрослому стоит показать, что он понимает ребенка. И что его состояние – это нормально и даже хорошо. Детям в такие моменты особенно нужна поддержка и внимание взрослого.
У каждого человека в детстве обязательно бывают такие особенные впечатления, которые затем достаточно сильно влияют на всю его жизнь. Первая влюбленность – как раз одно из них. Поэтому важно, чтобы в памяти она осталась связанной с радостными и положительными переживаниями.
Детство вообще должно быть, по словам психологов, «ресурсным местом» для человека. Чтобы на протяжении всей жизни подпитывать его силы через положительные воспоминания. А первая детская любовь, согласитесь, для всех является значимым событием.
Как сказал классик: «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны…» Так давайте учить своих детей любить и быть любимыми.
Источник: “Газета для родителей”.
Каталог статей: KataStat.ruКатегория: Дети